Иван Тимофеевич: характеристика и образ героя

Иван Тимофеевич и Олеся

Частый герой литературы конца 19 века – интеллигент, у которого не складывается жизненный путь вследствие его пассивности, нерешительности, неумения найти места в жизни, лености, страха жизни и совершения поступков.

Таким, добрым, но слабым, умным, но бездейственным, предстает перед нами герой повести Александра Куприна «Олеся» - Иван Тимофеевич.

Характеристика персонажа

Иван Тимофеевич

Человек, несколько пресыщенный жизнью, небогатый, но избалованный, оказывается в глуши, в лесах Полесья. Скука, преследующая его в глухой деревне, толкает его на то, что «от безделья» герой принимается учить и лечить простых людей, и думается, что эта скука преследовала его и свете, от которого он сбежал. Судьба преподносит ему встречу с местной дикаркой и ведьмой, девушкой Олесей. Герой влюбляется, ведомый мистическими чарами девушки, её экзотичностью по сравнению с обычным окружением героя, её красотой, естественностью, слиянием с природой. Однако герой не может ни принять решение относительно брака с лесной красавицей, ни защитить её от враждебного общества, он безошибочно видит невозможность этого союза. В результате история заканчивается трагически – Олеся подвергается нападению со стороны жителей села и сама принимает решение исчезнуть из жизни героя. Больше они не увидятся, Олеся тайно уходит, оставляя в памяти героя яркие, ни на что не похожие воспоминания их свиданий и, как символ этой яркости, алую нитку коралловых бус.

Геннадий Воропаев в роли Ивана Тимофеевича , х/ф "Олеся", СССР 1971
(Геннадий Воропаев в роли Ивана Тимофеевича , х/ф "Олеся", СССР 1971)

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, поэтому четкого внешнего портрета у читателя нет, внешний образ складывается из отрывочной характеристики, данной Олесей и иными героями повести. Сам себя Иван считает человеком «тихим и скромным», склонным к «бродячей» жизни, а значит, перед нами человек без корней, без семьи и любви.  К моменту того как Иван приехал в Полесье, он был начинающим писателем, успевшим напечатать рассказ в маленькой газете (то, как он отзывается об издании – «газетка» – и как называет свое творчество  словом «тиснуть» свидетельствует о невысокой оценке своих опусов).

С людьми он прост и вполне радушен, помогает бедняку Ярмоле, спасает от голода его семью и лечит окружающих крестьян.

Основные черты и качества, психологический портрет персонажа

В домике лесной колдуньи. Иллюстрация Е.М. Дробязина
(В домике лесной колдуньи. Иллюстрация Е.М. Дробязина)

Гораздо более честно и большим психологизмом говорит об Иване мнение со стороны. И это мнение Олеси, когда девушка гадает ему: добрый, но слабый, а скорее равнодушный, попустительствующий. То есть, доброта Ивана – не стремление, а скорее доброжелательность, следование этикету. Сердце же у него ленивое и холодное, и слову своему он не господин. Легко поддается губительному влиянию алкоголя, страстям, вследствие чего, утверждает Олеся, может быть много горя в его жизни. Согласно олесиному предсказанию, «ленивое» сердце не даст в будущем и совершить самоубийства – будет у Ивана большое горе, но вследствие своей склонности к равнодушию, ему удастся это «так пережить», хоть и будет соблазн наложить на себя руки.

Психологический портрет, представленный Олесей, скорее всего, верен, хотя читатель и не знает, как после встречи с лесной колдуньей сложилась его жизнь. Иван действительно оказался падок на красоту (не верил ни в какое колдовство, а ведьмой заинтересовался, пришел в её дом и влюбился в роковую лесную принцессу, совершенно не думая о последствиях), но предпочитал не думать о последствиях, он быстро загорался идеями, но быстро остывал (попытки стать ближе к народу, обучить его, узнать ни к чему не привели), он не предпринял ничего, чтобы остановить Олесю от похода в храм, в результате чего случилась трагедия.

Образ в произведении

Иван - Геннадий Воропаев и Ярмола - Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971
(Иван - Геннадий Воропаев и Ярмола - Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971)

С Ярмолой Иван сходится по одной страсти – охоте. Бывает время, когда его ничего не интересует и не радует, кроме лесных пейзажей, он чувствует некую нераздельность с лесными тропинками. Он чувствует потребность быть столь же естественным человеком, какой была Олеся в родном лесу. Только такая естественность кажется герою красивой, а олесины слова – мудрыми и точными.

Олеся - Людмила Чурсина; Иван - Геннадий Воропаев, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971
(Олеся - Людмила Чурсина; Иван - Геннадий Воропаев, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971)

Именно поэтому видится четкое противопоставление образов Олеси и Ивана и воспевание образа естественного человека.  Иван, интеллигент, образованный человек и писатель, но места ему нет ни в глуши, ни в свете, так как кругом ложь, человеческие страсти, пошлость, ограниченность или невежество. Олеся как чистый луч света на лесной полянке, мелькает в его жизни, но до неё Ивану не дорасти, нравственно он проигрывает её неподражаемому благородству, её милосердию, бескорыстности, доброте, самоотдаче. И в этом трагедия всей русской интеллигенции 19 века - начинать и бросать, влюбляться и предавать, жить, плывя по течению и всюду не находить места.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.